На рынке Украины наибольшей популярностью пользуются три вида стабилизаторов напряжения: электромеханические, электронные и релейные. Наиболее востребованными являются стабилизаторы релейного типа, причина чему крайне проста: они наиболее доступны и, при этом, обладают довольно хорошими характеристиками и отличными показателями надежности.
Схема релейного стабилизатора напряжения основана на ступенчатом автотрансформаторе. Его вторичная обмотка поделена на ступени, то есть выводы. При подключении выхода стабилизатора к той или иной ступени автотрансформатора происходит изменение количества витков во вторичной обмотке, что сказывается на номинале выходного напряжения. Автоматике стабилизатора требуется лишь измерить, на какой ступени будет сниматься наиболее близкий к 220В номинал, и эту ступень скоммутировать. В релейных стабилизаторах напряжения коммутация осуществляется при помощи электромагнитных реле. Именно реле являются причиной доступности стабилизаторов данного типа, и они же стали частой причиной возникновения неисправности.
В случае поломки ни в коем случае не рекомендуется лезть в недра оборудования своими руками. Рекомендуется тут же обратиться в сервисный центр. Если Вы купили стабилизатор в интернет-магазине «Вольтмаркет», то, к примеру, можно оставить заявку через обратную связь и сервисный инженер свяжется с Вами в скором времени.
И хотя электромагнитные реле просты в своей конструкции, они имеют немало уязвимостей. Рассмотрим основные неисправности, при которых может потребоваться замена реле в стабилизаторе напряжения.
Сгорание катушки реле
В электромагнитном реле контакты замыкаются и размыкаются за счет воздействия так называемого якоря, который примагничивается специальной намагничивающей катушкой. Управляющие сигналы подаются на эту катушку с платы управления. В исключительных ситуациях катушка может перегореть и реле просто перестанет примагничивать якорь, что приведет к невозможности замыкания контактов. Если автоматика переключится на ступень со сгоревшей катушкой, коммутации не произойдет и на выходе ничего не будет – потребители отключатся. Стабилизатор, при этом, может сообщить о неисправности.
Подгорание контактов
Коммутация контакта реле под нагрузкой сопровождается возникновением искры. Со временем контакт может выгорать, что, в свою очередь, может повлиять на передачу напряжения к потребителю. Многие производители стараются минимизировать искрение при помощи технологии «Cross-Zero», когда коммутация осуществляется в момент пересечение синусоидой тока нуля. Это, конечно же, ситуацию радикальным образом не меняет, и реле все еще могут выгорать. В реле, рассчитанных на 24 вольта, даже маленький нагар на контакте препятствует прохождению тока, когда как в силовых реле стабилизаторов напряжения контакты в случае возникновения нагара продолжат выгорать на износ.
Залипание контактов
Это, наверное, худшее, что может произойти с реле стабилизатора напряжения. К счастью, подобное случается редко. Замкнутый контакт реле в процессе прохождения через него электрического тока может просто напросто залипнуть. Когда автоматика стабилизатора снимет с катушки сигнал управления и подаст его на другое реле, контакт не разомкнется. Таким образом, два одновременно замкнутых реле создадут короткое замыкание, что, в свою очередь, приведет к сгоранию обмотки. И в этот раз речь идет об обмотке силового автотрансформатора, а не отдельно взятого реле.
Заклинивание реле
Конструкция реле предусматривает наличие некоторого количества подвижных компонентов. Любые механические элементы в результате износа могут заклинить. Это касается далеко не только реле. В таком случае последствия зависят от того, в каком положении заклинило реле.
Способ замены реле в стабилизаторе напряжения зависит от способа его подключения. В стабилизаторах малой мощности может иметь место обычная пайка на распределительной плате, когда как в мощных моделях реле могут быть подключены без пайки.
Можно ли ремонтировать реле
Не всегда неисправность реле является бесповоротной. Довольно часто можно осуществить ремонт реле стабилизатора напряжения. В частности, неремонтопригодными являются реле со сгоревшей катушкой и с напрочь выгоревшими контактами. В иных же случаях реле можно спасти, но рассчитывать на длительный срок службы как «из коробки» не приходится.
Наиболее просто исправить выгорание контактов. Требуется избавить реле от крышки, если таковая имеется, после чего обработать все контакты самой мелкой наждачной бумагой. Далее следует хорошо прочистить контакты спиртом и покрыть смазочно-защитным средством. Думать о длительном ресурсе при такой кустарной обработке не приходится, поэтому предпочтительнее заменить реле на аналогичное. Если есть такая возможность, лучше установить реле той же модели.
Стоит ли заниматься ремонтом стабилизатора?
Как уже говорилось вначале, релейные стабилизаторы не в последнюю очередь популярны в связи с доступной ценой. Если иметь дело с бюджетной техникой, то ремонт неисправного узла зачастую не стоит требуемых вложений. Если причину неисправности релейного стабилизатора напряжения можно устранить путем замены одного-двух реле, то ремонт вполне имеет смысл. Если же, к примеру, залипание контакта привело к сгоранию обмотки автотраснформатора, куда разумнее будет приобрести новый стабилизатор. Особенно если речь идет о модели малой мощности.
Таким образом, в случае выхода из строя реле есть три возможных варианта: ремонт реле, его замена и покупка нового стабилизатора. И если было решено ремонтировать стабилизатор ввиду дороговизны его замены, ни в коем случае не стоит заниматься этим самостоятельно, особенно при отсутствии соответствующих навыков.
Спасибо
Всё очень чётко и доступно
Реле на сколько вольт? На 12 или 220 в?
Здравствуйте. Реле на 220 Вольт