Аккумуляторная батарея – это важный расходник в системах резервного электроснабжения, мотоциклах, скутерах, автомобилях и в прочих видах транспорта. Несмотря на то, что цена аккумулятора не является заоблачной, часто менять батареи никто не хочет. Чтобы АКБ прослужила долго и безотказно, следует придерживаться требований по эксплуатации. Тем не менее, из-за халатного отношения или невнимательности аккумуляторы часто значительно теряют свои первоначальные характеристики или, иными словами, выходят из строя.
Сперва определимся, что такое гелевая аккумуляторная батарея. Гелевым называют свинцово-кислотный аккумулятор с электролитом, свойства которого близки к сухому. Речь идет об АКБ класса GEL. В ней жидкий электролит абсорбирован гелевым наполнителем. Это наделяет батарею массой полезных свойств и преимуществ по сравнению с традиционными АКБ. Из-за схожести реализации и «маркетинговых трюков» гелевыми также называют аккумуляторы класса AGM. И действительно: принцип тот же, только вместо геля свободное пространство заполнено пористым стекловолоконным наполнителем.
Как GEL, так и AGM аккумуляторы являются необслуживаемыми. Речь идет об отсутствии необходимости доливать дистиллированную воду в связи с протеканием процесса рекомбинации. Многие трактуют это иначе и, например, не поддерживают высокий уровень заряда, хотя это необходимо для любой свинцово-кислотной АКБ. Гелевые аккумуляторы часто эксплуатируются в режимах с длительными периодами хранения. В таких условиях можно запросто упустить недопустимо низкий заряд батареи. Поэтому рекомендуется завести мультиметр и периодически проверять напряжение между клеммами. Только оно опустится ниже 10,5-11В – требуется осуществить обслуживание в виде заряда. Если же ситуацию запустить, возможно придется выполнить восстановление гелевого аккумулятора после глубокого разряда.
Что надо знать о сульфатации и десульфатации
В процессе разряда положительные пластины покрываются слоем сульфата свинца. Когда начинается заряд – образовавшийся слой мелкокристаллического сульфата растворяется и аккумулятор возвращается в первоначальное состояние. Условие необратимого образования крупнокристаллического сульфата свинца – это глубокий разряд. Такой налет не снимется полностью в процессе заряда, снижая активность протекающей между электролитом и электродами реакцию. Существуют различные способы очистки пластин:
- Способ №1. Самый простой и безопасный способ частично избавиться от налета в домашних условиях – это использование режима восстановления, который доступен во многих современных зарядных устройствах. Данный режим заключается в чередовании лавинообразных импульсов тока с периодами разряда, что позволяет добиться некоторого восстановления емкости. От крупнокристаллического сульфата, конечно же, такой способ не поможет.
- Способ №2. Существуют растворы, позволяющие растворить образовавшийся на пластинах сульфат свинца. Если первый способ можно назвать электрическим, то этот – химическим. Химическая очистка сульфата более эффективна и позволяет добиться очищения более крупного налета сульфата.
- Способ №3. Никуда не делся старый добрый механический способ удаления сульфата свинца. Это наиболее опасный способ, который ни в коем случае не рекомендуется использовать. Для этого придется необратимо повредить корпус и, возможно, сами пластины.
Осуществлять какие-либо физические и химические манипуляции над электродами с целью их очистки крайне не рекомендуются. Поэтому важно следить за уровнем заряда и не допускать глубокого разряда, способствующего сульфатации. Только так Вы можете обеспечить длительный срок службы аккумуляторной батареи.
Восстановления электролита
И все же, как восстановить гелевый аккумулятор, если манипуляции с электродами совершать не рекомендуется? Единственное, что Вы можете сделать, не навредив – это долить дистиллированной воды, если та все-таки испарилась. В гелевых аккумуляторах испарения возможны лишь при неправильной эксплуатации. Если ток заряда превышает допустимые значения, электролит может закипать, а образовавшиеся испарения – выходить через предохранительные клапаны.
Если требуется долив воды, необходимо снять крышку и колпачки с банок, после чего заливать дистиллированную воду мелкими порциями. Каждой порции воды следует дать впитаться в наполнитель. Испарение воды – это, повторимся, единственный случай, когда можно довольно безопасно восстановить характеристики гелевого аккумулятора. Во многих остальных случаях батарея не подлежит восстановлению.
Определить, можно ли что-то сделать с аккумулятором, можно визуально. Если аккумулятор потерял емкость, то первое, на что надо обратить внимание – это форма аккумулятора. Если различимо даже малейшее вздутие – эксплуатировать АКБ нельзя. В таком случае только замена. Если же аккумулятор не изменил свою форму, следует убедиться, что с пластинами все в порядке – вполне возможно они попросту начали рассыпаться. Для этого можно потрясти АКБ и постараться расслышать шум от движения трухи, которая отслоилась от электродов. Следующий шаг – это визуальный осмотр через отверстия банок. Снимите колпачки и посветите внутрь, стараясь рассмотреть очертания пластин. Если они рассыпались – пора покупать новый аккумулятор.
Проверяем емкость
Прежде чем делать выводы о состоянии свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, надо узнать текущие показатели емкости. А как проверить емкость гелевого аккумулятора, когда вменяемых технических приспособлений для этого попросту нет? Здесь на помощь приходит классический контрольный разряд. Для «эксперимента» потребуется лишь потребитель с известной мощностью (в идеале лампочка) и мультиметр.
Зарядите гелевый аккумулятор до 100% и повесьте на него нагрузку. Следует засечь время, за которое аккумулятор потеряет половину заряда. Сколько осталось заряда, можно определить при помощи мультиметра, измеряя напряжение. Для гелевых аккумуляторов при 50% емкости напряжение будет составлять 12В. Проверять емкость аккумуляторной батареи путем разряда до нуля не рекомендуется по понятным причинам: Вы не только проверите емкость аккумулятора, но и сократите его срок службы глубоким разрядом.
Таким образом, мы приходим к одному важному выводу: практически любые проблемы, связанные с гелевым аккумулятором, вызваны нарушением требований по эксплуатации. Закипание электролита связано с неправильным зарядом, сульфатация пластин - с глубоким разрядом, а их осыпание – с эксплуатацией под высокой температурой.
Следовательно, единственный способ добиться максимально длительного срока службы – это вовремя заряжать аккумуляторную батарею качественным зарядным устройством, а также эксплуатировать АКБ в прохладном помещении. Банальным бережным обслуживанием батареи Вы добьетесь таких показателей длительности работы и срока службы АКБ, каких не добьетесь ни одним существующим способом восстановления.
Скажите пожалуйста, гелевый мототех , на крышечке написано долить электролит, что я благополучно и сделал, до появления влажности на гелевых прокладках, это нормальная практика, или мы чего-то не до поняли?
Такой вопрос, аккумулятор гель 150ач, напряжение 11.1в. Как только ставлю на зарядку, напряжение сразу поднимается до 14.4 ток заряда падает до 0 и зарядка отключается, после чего напряжение быстро падает обратно к 11.1-11.3. с чем может быть связано? (Зарядка htrc p20)
Добрый день.
Значит батарея уже ...
Такой вопрос, аккумулятор гель 150ач, напряжение 11.1в. Как только ставлю на зарядку, напряжение сразу поднимается до 14.4 ток заряда падает до 0 и зарядка отключается, после чего напряжение быстро падает обратно к 11.1-11.3. с чем может быть связано? (Зарядка htrc p20)
Добрый день. Купил аккумулятор Ventura 12 - 65. Емкость при покупке 12.45 Вольт. Попользовался, немного разрядил. Заряжается не больше чем до 12.26 Вольт. Зарядное Молния 10, заряжаю на мин токе.
Сегодня поставил на зарядку при 12.25 Вольт, после 6-ти часов зарядки 2.11 Вольт.
В чем проблема?
Здравствуйте. Не знаем что такое Молния 10. Заряжать лучше током до 6А. Напряжение до 14,6 Вольт. Возьмите нормальное ЗУ, и все будет хорошо
Хорошая статья, доступно.
Вітаю! Дякую за статтю. Забрали гелевий акумулятор з Нової пошти і вже вдома помітили на ньому пошкодження (схоже на те, що він падав). Продавець, звичайно, сказав, що вони нічим не можуть допомогти, бо потрібно було перевіряти на Новій пошті. Коротше, питання у тому, як зрозуміти, що акумулятором можна безпечно користуватися? Навіть, якщо він , до прикладу, падав. Дякую
добрий день.
Тут або все добре, і він працює, або ні...
Цікава стаття, корисна, але бажано б було більше ілюстрацій.
50% зарядки сугубо зависит от конкретной батареи , надо паспорт смотреть, 12.1 это гелевые LP.
Аккумулятор Logic Power LPM-GL 12 120AH простоял неиспользованный 3 года, сейчас показывает 1,4Вольта.
Его можна как то реанимировать?
Здравствуйте, у меня гелевый аккумулятор гелий немного подсох и стал как резина выдаёт максимум 9v есть ли шанс восстановить его долив дестилированой воды
добрый день. Думаем, нет.
Дякую за статтю ( хоч і руззькою;) )
Є 2 АГМ акуми на 65 Аг кожен, під"єднані послідовно, на ДБЖ. Ток заряду 10А. За 9 місяців ДБЖ "спрацьовув" разів 10, ні разу до повного вимикання. Потім, 3 місяці (зі зрозумілих причин) акуми простояли, але заряджені, від"єднані. Тепер, ємність системи впала до 100-150 Вт (тобто, при наявності мінімального навантаження у вигляді інверторного холодильника і 2 діодних ламп, система вимикається по розряду акумів за 2-3 години). На "холосту", АКБ після цього видають 12.7В, але навіть при приєднанні автомобільної зарядки (2.4А, 5В) напруга просідає до 12.3-124В за десять хвилин. Це хана акумуляторам чи ще є сенс пробувати заряджати?
Дякую за консультацію.
У меня вопрос. А что если мой GEL акамулятор на 12V 9 Ah разрядился до 7.3V?
Он стоял так где то 10 дней я как толька я про єто узнала сразу поставила на зарядку на интеллектуальное зарядное устройство (ARM-SC4E) и сейчас на них 14.6V при заряде, и 0.6 A. Все ли с ним будет хорошо? Мой gmail - olymper777@gmail.com спасибо
тут уже как повезет.
Думаем, как минимум, часть своей емкости он уже потерял.