Во время эксплуатации аккумуляторной батареи могут возникать периоды, когда требуется длительное хранение АКБ. Особенно это касается различных видов транспорта. Каждую осень мотоциклисты снимают аккумуляторы со своих байков на зимнее хранение, чтобы снова установить весной. Иногда так поступают и автовладельцы, предпочитающие уберечь автомобиль от песко-соляной смеси, которой щедро обрабатывают асфальт. Какой бы ни была причина длительной невостребованности аккумулятора, его следует правильно хранить.
Чаще всего автовладельцы и другие пользователи задаются вопросом, как хранить гелевый аккумулятор. Ведь их внутреннее строение отличается от традиционных свинцово-кислотных АКБ, а значит, теоретически, отличается и способ хранения. Так ли это? Не совсем.
Что такое гелевый аккумулятор
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что гелевым аккумулятором прежде всего называют АКБ типа GEL. С точки зрения химической реакции это все та же свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Отличается аккумулятор GEL герметичным корпусом и способом хранения электролита - он загущен до гелеобразной вязкости. Такие аккумуляторы позволяют добиться гораздо более внушительного ресурса работы как в циклическом, так и в буферном режиме, поэтому они нашли широкое применение в сфере резервного питания. Однако не стоит использовать автомобильные гелевые аккумуляторы в качестве тяговых для источников бесперебойного питания. Их характеристики несколько отличаются от того, что предлагают тяговые аналоги.
Также гелевыми часто называют аккумуляторы AGM. Их предпочитают устанавливать чаще, чем по-настоящему гелевые аналоги. В общем смысл технологии AGM такой же, как и GEL. Разница в том что электролит равномерно распределен по внутреннему пространству батареи при помощи пористых стекловолоконных прокладок, а не геля.
Эксплуатация гелевых аккумуляторов ничем особо не отличается от WET (свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с жидким электролитом). Разве что гелевые АКБ более восприимчивы к неправильной эксплуатации. Особенно аккумуляторы GEL, которые могут безвозвратно вздуться от перезаряда. Рассматривать тонкости и характеристик гелевых аккумуляторов не будем - для этого есть соответствующие материалы. Лучше перейдем к основной теме.
Хранение гелевого аккумулятора
Хранение - это не эксплуатация. Казалось бы, зачем знать, как хранить необслуживаемый аккумулятор зимой, если его, исходя из названия, не надо обслуживать? Да, на самом деле это почти так, но определенный контроль со стороны пользователя необходим.
Перво-наперво, для зимнего хранения аккумулятора его следует отсоединить от потребителя, т.е от транспорта. Если автомобиль или мотоцикл не зимует на улице, то доставать АКБ не обязательно - достаточно ее отключить. Снимать рекомендуется минусовую клемму, идущую на массу (т.е к кузову автомобиля). Если этого не сделать, за время длительного простоя аккумулятор может потерять значительный заряд. Если Ваша аккумуляторная батарея совсем свежая, то ей ничего не грозит и с накинутыми клеммами, а вот подуставшей АКБ может прийтись очень тяжело.
Если Вы планируете заряжать аккумулятор перед хранением (а это сделать желательно), то снимать обе клеммы придется в любом случае. Тогда уже есть смысл и извлечь батарею. Обращаем Ваше внимание на опасность использования кустарных зарядных устройств. Они опасны как для окружающих, так и для самой АКБ. Используйте только качественные фабричные зарядные устройства. Особенно когда речь идет о более чувствительных гелевых аккумуляторах.
После заряда гелевый аккумулятор, можно сказать, готов к хранению. Далее его надо установить в прохладное место. Прохладное, но ни в коем случае не холодное. Идеальной является температура, близкая к нулю. Поэтому в зимний период идеально подойдет балкон или гараж. Но если гараж неотапливаемый, температура в нем может упасть значительно ниже нуля.
Почему мы такое внимание уделяем температуре? Это связано с особенностями процесса саморазряда. Он сильно зависит от температуры хранения. Сам по себе саморазряд гелевого аккумулятора значительно ниже, чем у аккумуляторных батарей WET. Стандартным показателем является 3% в месяц. При околонулевой температуре хранения можно добиться саморазряда до 1%. Опять же, все это актуально для свежей аккумуляторной батареи. У повидавшего виды аккумулятора данный процесс протекает быстрее, да и полная емкость ниже, что только усугубляет процесс. В большинстве случаев достаточно будет подзарядить гелевый аккумулятор по окончании хранения непосредственно перед его вводом в эксплуатацию. Редко когда требуется столь длительное хранение, что аккумулятор нуждается в промежуточном заряде.
Идеальные условия для гелевого аккумулятора
Все сказанное выше поможет сохранить гелевый аккумулятор в отличном состоянии. Тем не менее, есть еще более продвинутый способ хранения, который предлагают современные технологии. Речь идет о зарядных устройствах с режимом хранения (иногда его называют зимний режим). Для примера возьмем ЗУ Auto Welle AW05-1204 или AW05-1208. Данные умные зарядные устройства после окончания процесса заряда автоматически переходят в режим хранения. Кратко рассмотрим, в чем этот режим заключается.
Подняв напряжение на клеммах аккумулятора до 14,4В, зарядное устройство Auto Welle понижает выходное напряжение до 12,8. В таком режиме прибор будет находиться до тех пор, пока в процессе саморазряда напряжение АКБ также не упадет до 12,8. После этого ЗУ начинает заряд малым током до напряжения 13,2В. Как только данный показатель будет достигнут, выходное напряжение снова падает до 12,8. В таком импульсном режиме Ваша аккумуляторная батарея будет поддерживаться под напряжением 12,8-13,2В. Это просто идеальный показатель, способствующий максимально долгому хранению без потери основных характеристик.