Двухколесная техника (мопед, скутер, мотоцикл) имеет множество преимуществ по сравнению с автомобилями. Одним из них является не столь высокая зависимость от заряда аккумуляторной батареи. Аккумулятор, разумеется, всегда должен находиться в заряженном состоянии, но что, если он разрядился? Можно воспользоваться кикстартером. Если байк не оснащен кикстартером (для современных моделей это норма), то, обладая должной сноровкой, можно завести двигатель "с толкача". Но даже при наличии такой особенности требуется следить за состоянием аккумуляторной батареи, чтобы она прослужила долго и не подвела в самый неподходящий момент.
Начинающие мотолюбители часто задаются вопросом: как зарядить гелевый аккумулятор скутера, чтобы ему не навредить? На помощь приходит огромное разнообразие зарядных устройств. Надо лишь правильно выбрать наиболее подходящее из них.
Выбор зарядного устройства для гелевого аккумулятора
Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи не отличаются высокой чувствительностью к качеству заряда, чего нельзя сказать о гелевых аналогах. Гелевыми принято называть свинцово-кислотные АКБ не только класса GEL, но и AGM. Именно батареи AGM наиболее часто устанавливаются в скутерах и мотоциклах. Соответственно, требования к зарядному устройству несколько выше.
Если смотреть в общем, то выбор зарядного устройства осуществляется по двум основным параметрам: напряжение и ток. Если копать глубже, то к основным характеристикам можно добавить различные режимы работы и настраиваемые параметры.
В современных скутерах и мотоциклах используется аккумуляторная батарея на 12В, зарядное устройство должно быть соответствующим. При этом, следует учитывать, что 12-вольтовые АКБ могут иметь разные показатели максимального напряжения заряда, отчего выбирать зарядное устройство следует более тщательно. ЗУ может работать на более высоком напряжении, чем допускает АКБ, тем самым нанося вред.
Мощность зарядного устройства должна быть небольшой, так как в скутерах и мотоциклах преимущественно устанавливаются аккумуляторы емкостью 5-8 ампер-часов.
Зарядка обычным ЗУ
Как зарядить гелевый аккумулятор скутера обычным зарядным устройством? Задавая этот вопрос, пользователи обычно имеют в виду кустарные ЗУ, собранные на основе компьютерного блока питания, либо на основе обычного понижающего трансформатора с диодным мостом. Забегая вперед - использование самодельных зарядных устройств крайне не рекомендуется. Даже при подходящих выходных характеристиках кустарное ЗУ не гарантирует безопасность и могут навредить как аккумулятору, так и окружающим.
Если же другого варианта нет, то в качестве временного решения может подойти и кустарное устройство. Если оно оснащено регуляторами - Вы наверняка сможете подобрать подходящие параметры. Если же регуляторов нет, остается лишь измерить параметры мультиметром и убедиться, что они соответствуют тому, что требуется для конкретной модели АКБ. Допустимое напряжение заряда обычно указано на этикетке аккумулятора. Это значение ни в коем случае превышать нельзя, а лучше и вовсе несколько занизить. То же самое касается и силы тока. Зарядка гелевого аккумулятора малым током является наиболее правильным решением в случае использования кустарного ЗУ. Так шансы навредить батарее практически сводятся к нулю. Оптимальным является показатель в 10% от номинальной емкости батареи. Учитывая невысокую емкость аккумуляторов для скутеров и мотоциклов, ток заряда не должен превышать 0,5-0,8 ампер. В данном контексте важным преимуществом умных зарядных устройств является тот факт, что они постоянно подбирают оптимальный режим заряда в зависимости от его стадии, когда как кустарные и простейшие фабричные приборы просто подают на клеммы постоянный ток с тем или иным номиналом напряжения.
Полезные режимы заряда АКБ
Скутер и мотоцикл - это сугубо сезонный транспорт, который позднюю осень и всю зиму стоит на хранении. Чаще всего аккумулятор снимается и дожидается сезона в помещении. Аккумуляторы AGM хорошо переносят длительное хранение, однако по мере износа показатели значительно падают. В таком случае крайне полезной будет функция "хранения", доступная для многих современных зарядных устройств. В данном режиме поддерживается наиболее оптимальное напряжение. К примеру, умное ЗУ Auto Welle AW1205 в режиме хранения ожидает падение напряжения в процессе саморазряда до 12,8В, после чего поднимает его до 13,2В. Затем снова ожидает саморазряда до 12,8В - и так по кругу. В таком режиме аккумулятор лучше всего сохранится даже при длительной невостребованности.
Также многие ЗУ имеют режим восстановления (десульфатации). Дело в том, что со временем свинцовые пластины аккумулятора покрываются сульфатом свинца, снижая площадь активной поверхности. Если это мелкокристаллический сульфат, то от него вполне можно избавиться электрическим способом путем периодической подачи кратковременных импульсов тока. Разумеется, запущенный крупнокристаллический сульфат, ставший следствием неправильной эксплуатации, таким способом от пластин не удалить, но все же в большинстве случаев функция оказывается полезной.
Подведем итог. Очевидно, что лучше купить умное зарядное устройство для мотоциклов и скутеров, и попросту забыть обо всем. Правильно подобранный прибор все сделает без Вашей помощи в автоматическом режиме. Полностью зарядит аккумулятор и автоматически перейдет на режим хранения. Безопасность, при этом, будет обеспечена множеством встроенных систем защиты. С обычным зарядным устройством, особенно кустарным, следует быть осторожнее. Прибор без регулировок может изначально выдавать недопустимые параметры, а регулируемое ЗУ можно настроить так, что аккумулятор быстро потеряет свои изначальные характеристики, а в крайнем случае и вовсе выйдет из строя. ЗУ для гелевого аккумулятора скутера или мотоцикла - не то устройство, на котором выгодно экономить, так как его цена очень привлекательна за счет малой мощности.
Спасибо было полезно