Во многих сферах аккумуляторы без преувеличения являются той еще головной болью. За их условиями эксплуатации и состоянием постоянно надо следить, обслуживать, периодически менять по истечении срока службы. Как правило, менять батарею приходится раньше, чем предусматривает производитель, что тоже не радует. Причиной тому может быть как несоблюдение требований по эксплуатации, так и просто неверно подобранная модель АКБ.
Рядовой пользователь неплохо знаком со свинцово-кислотными аккумуляторами из-за их эксплуатации в автомобильной отрасли. Также свое применение они нашли и в системах резервного электропитания. Правда, здесь используются не традиционные свинцовые АКБ с жидким электролитом, а гелевые.
Гелевый аккумулятор хорошо справляется с циклической нагрузкой, однако является несколько более “капризным” в эксплуатации. Желательно знать, как правильно выбрать гелевый аккумулятор, чтобы он прослужил действительно долго и безотказно, как заверяют сами производители.
Типы гелевых аккумуляторов
Очевидно, что понятие “гелевый аккумулятор” произошло от свинцово-кислотных батарей, созданных по технологии GEL. Это довольно интересная технология, в соответствии с которой электролит сильно загущен, а аккумулятор по свойствам фактически становится сухим. Здесь есть все что надо для эксплуатации в любом режиме: невосприимчивость к тряскам и вибрациям, отсутствие выделений, выросший циклический ресурс, переносимость глубоких разрядов. У таких аккумуляторов есть аналог (который был разработан намного раньше) - тип AGM (absorbent glass mat).
Батареи типа AGM по своим свойствам тоже представляют собой сухие АКБ, однако достигнуто это иным способом. Электролит в таких аккумуляторах все еще жидкий, однако находится он не в свободном виде, а в абсорбированном сепараторами из стекловолоконного материала. Как результат - аналогичные классу GEL свойства. Изначально AGM аккумуляторы начали причислять к гелевым в качестве маркетинговой уловки, однако сейчас такое обозначение стало привычным. Поэтому когда говорят “тяговый гелевый аккумулятор”, часто имеют в виду как GEL, так и AGM. Не стоит критично относиться к этому намеренному допущению.
Мелких отличий между AGM и GEL, плюсов и минусов каждого подхода можно выделить много, однако наиболее значительными можно считать циклический ресурс и чувствительность к качеству заряда. Аккумуляторы AGM более чувствительны к перезарядам, нежели традиционные аналоги, но куда менее чувствительны, чем GEL. Если аккумулятор с абсорбированным электролитом в случае перезаряда и, как следствие, кипения электролита просто выпустит избыточное давление через предохранительные клапаны, то GEL АКБ может вздуться и полностью выйти из строя. Но такой недостаток компенсируется длительным ресурсом работы. Если эксплуатировать GEL аккумулятор правильно, он может прослужить до 10 лет и более 1000 циклов с высокой степенью DOD (глубины разряда).
Когда мы говорим о разнице в сроках службы, важно знать цену. Зная, сколько стоит гелевый аккумулятор, можно сопоставить цену с ресурсом работы и принять решение о целесообразности покупки. Благо, на деле гелевые аккумуляторы имеют невысокую цену. Как правило, GEL немного дороже AGM, но это компенсируется длительным ресурсом.
Яркий пример, когда стоит смотреть в перспективу, а не на мгновенную экономию - литиевые АКБ. LiFePO4 элементы намного дороже свинцово-кислотных, однако их ресурс может быть выше в 5 раз, в связи с чем такая покупка выгоднее.
Выбор гелевого аккумулятора
Если Вам нужен тяговый гелевый аккумулятор для резервного питания или других целей, рекомендуем, все же, несколько абстрагироваться от конкретного типа (GEL или AGM), а смотреть непосредственно на характеристики конкретной модели. Все-таки между моделями в рамках одной технологии могут иметься радикальные отличия из-за разных по качеству и составу компонентов.
Среди базовых характеристик, на которые непременно стоит обращать внимание, можно отметить следующие:
- Напряжение. Здесь комментарии излишни. Аккумулятор по номинальному напряжению должен соответствовать требованиям нагрузки.
- Емкость. Чем больше емкость - тем лучше. Однако есть ряд ограничений, из-за которых нельзя просто так взять и подключить источник питания или сборку чрезмерной емкости. Первое ограничение - это пространство. Если, к примеру, ИБП с внешним подключением позволяет рядом установить внушительную АКБ на пару сотен ампер-часов, то во многих других случаях пользователь скован размерами встроенных ячеек или необходимостью легкой переноски аккумулятора. Если ограничений по массе и габаритам нет, подбирать емкость следует таким образом, чтобы максимальный ток зарядного устройства в амперах не был меньше 5-10% от емкости в ампер-часах.
- Параметры заряда. Производитель всегда отображает информацию о допустимом токе и напряжении заряда на бирке аккумулятора или в мануале. Стоит обращать внимание, что, в зависимости от способа эксплуатации АКБ (буферный или циклический режим), допустимое напряжение значительно отличается. Если АКБ нужна для ИБП или другого устройства со встроенным ЗУ, рекомендуется сперва изучить параметры этого ЗУ, чтобы от них отталкиваться в выборе аккумулятора.
- Тип и расположение клемм. И хотя практически всегда есть возможность, как говорят, “приколхозить” аккумулятор к чему угодно независимо от типа клемм, в некоторых случаях на это стоит обращать внимание.
Кроме перечисленных выше параметров рекомендуем предварительно ознакомиться с характеристиками в мануале от производителя. Там, как правило, показаны графики, отражающие зависимость одних параметров (например циклический ресурс) от других (например температуры). Данные графики следует сопоставить с предполагаемыми условиями эксплуатации и подобрать ту модель, которая под них наилучшим образом адаптирована.
Скажіть будьласка, чим має відрізнятися літій залізо фосфатний акумулятор для моторних човнів і скутерів від таких же, тільки для ДБЖ?
Скажіть будьласка, чим має відрізнятися літій залізо фосфатний акумулятор для моторних човнів і скутерів від таких же, тільки для ДБЖ?
Добрий день.
Нічим. Їх не буває для човнів, або для ДБЖ. Є акумулятор, із певним класом комірок, і певним BMS-контролером
Скажіть будьласка, чим має відрізнятися літій залазо фосфатний акумулятор для моторних човнів і скутерів від таких же, тільки для ДБЖ?
Скажіть будьласка, чим має відрізнятися літій залазо фосфатний акумулятор для моторних човнів і скутерів від таких же, тільки для ДБЖ?